ЭЦП — грядущие изменения

ЭЦП — грядущие изменения
9 июня 2021

С июля 2021 года в сфере электронной подписи начнутся масштабные изменения. Они повлияют на всех, кто сдает отчетность через интернет, участвует в торгах и использует подпись в других ситуациях.

Какие электронные подписи будут работать после 1 июля 2021 года?

После 1 июля для владельцев электронных подписей ничего не поменяется. Все подписи будут работать, пока не закончится их срок действия.

Как проверить, сколько действует подпись?

Срок действия электронной подписи. Обычно подпись действует 12 месяцев с момента получения. Если вы брали подпись на другой срок и не помните его, то найдите сертификат электронной подписи: в программе «КриптоПро CSP» на вкладке «Сервис» — «Просмотреть сертификаты… ». Откройте сертификат и на вкладке «Свойства» проверьте срок действия в строке «Действителен по». 

Если срок действия сертификата истекает после 1 января 2022 года, то до 1 января 2022 года подпись будет работать. Если срок действия заканчивается до этой даты, то перед его окончанием вам нужно получить новую подпись. Куда обратиться за новой подписью сотруднику и руководителю — объясним ниже. 

Срок действия аккредитации УЦ

Если у УЦ закончилась аккредитация, то все выданные им электронные подписи перестают работать. Проверьте, что срок аккредитации вашего УЦ не истекает до1 января 2022 года — тогда вам не нужно будет обновлять подпись раньше этой даты.

 

Какие УЦ больше не смогут выдавать электронные подписи

С июля 2021 года в большинстве УЦ нельзя будет получить электронную подпись — они не пройдут аккредитацию по новым правилам. Подписи, которые такой УЦ выдаст до 1 июля 2021 года, будут работать до 1 января 2022 года. Конечно, если сроки действия подписи или аккредитации УЦ не закончатся раньше.

До 1 июля обновить свою подпись можно в любом УЦ, с 1 июля — в УЦ, получившем аккредитацию по новым правилам.

 

Где получать подписи сотрудникам и уполномоченным лицам. Электронные доверенности

С 1 января 2022 года сотрудники организаций и уполномоченные лица должны использовать свою личную подпись и для рабочих, и для личных документов. Такая подпись называется «электронная подпись физического лица» — в ней указаны только ФИО сотрудника и нет данных о юрлице, в котором он работает.

С 2022 года получать подписи физлиц нужно будет в УЦ, которые аккредитованы по новым правилам.

Использовать подпись физлица для документов организации можно будет только вместе с электронной доверенностью (официальное название — доверенность в машиночитаемом виде). На внедрение этой доверенности понадобится время: разработать принципы её работы, утвердить необходимые нормативные акты, научить информационные системы и сервисы принимать доверенности. Работа уже идёт, но вряд ли закончится раньше 1 июля 2021 года. 

Поэтому, прежде чем менять свою подпись на подпись физлица, убедитесь, что нужная вам система или портал принимает электронные доверенности. И только после этого обращайтесь в УЦ.

Вероятно, первые новости о доверенностях появятся ближе к концу 2021 года. Чтобы узнать их, следите за новостями своих информационных систем (ФНС, ФТС и т.д.), а также крупных операторов ЭДО и отчётности.

 

Где получать подписи руководителям и ИП

С 1 января 2022 года руководители юрлиц и ИП должны будут использовать подписи ФНС. Получить такую подпись руководители могут уже с 1 июля 2021 года.

Чтобы получить, нужно будет обратиться напрямую в налоговую или к её доверенным лицам: УЦ, аккредитованным по новым правилам, и прошедшим дополнительный отбор. Список доверенных лиц станет известен в июле 2021 года — о нём расскажут ФНС и сами доверенные лица. Тогда же прояснятся детали получения, например, куда отправлять заявление, где удостоверять личность.

Рекомендуем дождаться окончательного списка доверенных лиц и точек выдачи подписей. Так вы сможете выбрать точку, где руководителю будет удобнее всего получить подпись. Возможно, это будет тот же самый УЦ, в котором свои подписи будут получать сотрудники, — доверенные лица ФНС смогут выдавать подписи и руководителям, и сотрудникам. 

В ФНС руководители смогут получить только одну подпись на юрлицо. Всем сотрудникам, которые также подписывают документы от лица компании, понадобится своя подпись физлица и электронная доверенность.

Кому и как получать ЭП с 2022 года: сводная таблица

Кто подписывает документ

Что нужно для подписания

Где получать ЭП

Частное физлицо

ЭП физлица (ФЛ)

Аккредитованный УЦ (АУЦ)

Сотрудник организации или уполномоченное лицо

ЭП ФЛ + доверенность, подписанная ЭП юрлица (ЮЛ)

АУЦ

Руководитель коммерческой организации

ЭП ЮЛ, в которой указан руководитель

ФНС и доверенные лица

Индивидуальный предприниматель (ИП)

ЭП ИП

ФНС и доверенные лица

Сотрудник ИП

ЭП ФЛ + доверенность, подписанная ЭП ИП

АУЦ

Нотариус

ЭП нотариуса

ФНС и доверенные лица

Автоматическое подписание от организации

ЭП ЮЛ без указания руководителя

ФНС и доверенные лица

 

Срок действия моей подписи заканчивается после 1 января 2022 года. Она будет работать в 2022 году?

Если ваш УЦ не получит аккредитацию по новым правилам, то нет — подпись с 2022 года работать не будет. 

Если ваш УЦ получит аккредитацию, то прямого ответа на этот вопрос в законодательстве сейчас нет. Известно только, что руководителям компаний и ИП в любом случае нужно будет получать подпись в ФНС или у ее доверенных лиц. 

Как будут работать сертификаты физлиц-сотрудников, станет ясно ближе к 1 января 2022 года, поэтому следите за новостями аккредитованных УЦ.


Работодателям приготовиться — новый отчет по зарплате.
27 мая 2022
Президент РФ дал поручение правительству разработать новые поправки в законодательство. Согласно им, работодателей обяжут ежемесячно подавать отчет о зарплате своих...
Новости
23 мая 2022
Ежегодный отпуск работников хотят увеличить с 28 до 35 дней В России хотят увеличить ежегодный отпуск на семь дней –...
ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЁЖ
20 мая 2022
С 1 июля и до конца 2022 года ИП и организации смогут платить налоги и взносы единым платежом. ЕНП —...
Если 60 дней не пробивать чеки через ККТ, налоговая увидит нарушение
16 мая 2022
Если 60 дней не пробивать чеки через ККТ, налоговая увидит нарушение После 2 мая 2022 года у налоговых инспекторов появилась...
Дефицита кассовой ленты нет, поэтому за невыдачу бумажного чека могут оштрафовать!
13 мая 2022
Дефицита кассовой ленты нет, поэтому за невыдачу бумажного чека могут оштрафовать! В середине марта ФНС сообщала, что в связи с...